Сотрудничество Туркменистана и Китая нацелено на возрождение Великого Шелкового пути
Экономика

3 апреля /ООНинформ.рф/ Нейтральный Туркменистан имеет богатый опыт дружественных взаимоотношений с Китаем. Большую роль в развитии доверительного двустороннего стратегического партнерства между двумя странами играют совместные инфраструктурные проекты в коммуникационно-транспортном секторе и нефтегазовой промышленности.
Четверть века назад, 6 января 1992 года, стороны установили дипломатические отношения. Сложилась практика регулярных встреч руководителей государств. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов выступил с идеей возрождения древнего Великого Шелкового пути, а Председатель КНР Си Цзиньпин – с проектом «Один пояс и один путь».
С сентября 2013 года, после государственного визита Си Цзиньпина в Ашхабад, двустороннее взаимодействие стало носить характер стратегического партнерства. В рамках ответного визита в Пекин туркменского лидера (май 2014 года) состоялась церемония подписания Договора о дружбе и сотрудничестве. 23 июня 2016 года два лидера встретились в Ташкенте на 15-м саммите ШОС.
С 2009 года Китай импортирует наибольшую долю туркменского природного газа. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (China National Petroleum Corporation, CNPC) занимается бизнесом в Туркменистане с 2002 года. В апреле 2006 года подписано межправительственное Генеральное соглашение о строительстве магистрального газопровода (МГП) Туркменистан – Китай и продаже туркменского газа в КНР.
Запасы углеводородов в Туркменистане оцениваются (в нефтяном эквиваленте) в 71 миллиард тонн. 26 трлн. 200 млрд. куб. м газа залегают под песками пустыни Каракумы в восточной части страны, на месторождении «Галкыныш» (Южный Иолотань) и соседнем «Яшлар», на территории Марыйского велаята. Только объемы запасов «Галкыныш» (21 трлн. 200 млрд. куб. м «голубого золота») признаны вторыми в мире, уступая лишь иранскому «Южному Парсу». Всего по запасам газа за Туркменистаном закрепилась 4-я строчка в рейтинге мировых энергетических держав.
В 2007 году Гурбангулы Бердымухамедов призвал международное сообщество разработать интернациональный механизм обеспечения глобальной энергетической безопасности, чтобы маршруты поставки топлива на мировые рынки были диверсифицированы. Эта инициатива нашла поддержку и в Пекине. Одним из соавторов принятых в 2008 и 2013 годах резолюций Генассамблеи ООН о стабильном энерготранзите выступила и китайская сторона.
В июле 2007 года китайскаяCNPC подписала с туркменским Госагентством по управлению и использованию нефтегазовых ресурсов и Госконцерном «Туркменгаз» (Türkmengaz) договор о купле-продаже туркменского газа и соглашение о разделе продукции (СРП) по разведке и разработке газа в Лебапском велаяте, на Договорной территории Багтыярлык. По этим документам, ежегодно в течение 30 лет в Китай будет поступать по трубе из Туркменистана 30 млрд. куб. м газа.
29 августа 2007 года CNPC получила от туркменского Президента лицензию на разведку и освоение Багтыярлык (в рамках Амударьинского проекта). Вместе с 1 трлн. 300 млрд. куб. м газа, на участке А (месторождение «Самандепе») и участке B («Алтын Асыр») разведаны 20 млн. тонн газового конденсата и свыше 20 млн. тонн нефти. Газоперерабатывающие заводы ГПЗ-1 и ГПЗ-2 ежегодно производят 6 млрд. и 9 млрд. «кубов» «голубого топлива».
14 декабря 2009 года были торжественно сданы в эксплуатацию ГПЗ-1 и крупнейшая энергомагистраль мира – транснациональный МГП Туркменистан – Узбекистан – Казахстан-Китай (Центральная Азия - Китай). Туркменский газ впервые дошел до тихоокеанского побережья Китая.
На церемонии открытия нового энергомоста вместе с туркменским лидером Гурбангулы Бердымухамедовым и Председателем КНР Ху Цзинтао присутствовали Президенты Узбекистана и Казахстана Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев. 14 декабря стало в Туркменистане профессиональным праздником газовиков, а также нефтяников и геологов.
Длина каждой из трех параллельных ниток МГП - 1833 км. В рамках совместного проекта достигается баланс интересов всех сторон в «энерготриаде»: как производителей, так и транзитеров с потребителями.
По нитке C туркменский газ подается с ГПЗ-2, начавшего работу в мае 2014 года. На начало 2016 года совокупная мощность всех трех ниток МГП достигла 55 млрд. куб. м/год (сверх 1/5 спроса на газ в Китае). Благодаря газовой альтернативе, удается сэкономить 73 млн. тонн угля, снизить выбросы углекислого газа на 78 млн. тонн, а двуокиси серы - на 1 млн. 210 тыс. тонн.
По линиям A и B ежегодно перекачивается 17 млрд. куб. м от ГК «Туркменгаз» и 13 млрд. куб. м, добываемых китайской CNPC на Багтыярлыке на условиях СРП. По нитке С передается по 10 млрд. куб. м из Туркменистана и Узбекистана, плюс 5 млрд. куб. м из Казахстана.
Проектируемая четвертая линия D (30 млрд. куб. м в год) пойдет в Поднебесную с «Галкыныш» по новому маршруту: через территории Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Соответствующие соглашения между КНР и этими государствами Центральной Азии были подписаны в сентябре 2013 года. А на «Галкыныш» тогда открылся ГПЗ производительностью 10 млрд. куб. м/год товарного газа. В 2014 году ГК «Туркменгаз» заключил с CNPC контракт ежегодной купли-продажи на 25 млрд. куб. м/год газа и договор о генеральном подряде на постройку «под ключ» нового завода (проектная мощность 30млрд. куб. м/год).
За 7 лет работы и до 30 ноября 2016 года, до китайских потребителей по трехниточному МГП дошло 100 млрд. 500 млн. куб. м от ГК «Туркменгаз» и 52 млрд. 400 млн. куб. м с Багтыярлыка (по СРП). Данные цифры на состоявшейся в Ашхабаде международной конференции «Нефть и газ Туркменистана - 2016» привел генеральный директор CNPC Дэн Мин.
С пуском линии D годовая мощность трансцентральноазиатского трубопровода увеличится до 85 млрд. куб. м, в том числе, 65 млрд. куб. м из Туркменистана. Договоренности об этом были оформлены еще в ноябре 2011 года, когда Гурбангулы Бердымухамедов посещал КНР с государственным визитом.
Составлением предварительного технико-экономического обоснования (ПТЭО) для нитки D занимается НХК «Узбекнефтегаз». 25 января 2017 года вопросы о сотрудничестве в газовой отрасли были рассмотрены в Ашхабаде в ходе 13-го заседания Совместной туркменско-узбекской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. От узбекской стороны на той встрече выступал первый вице-премьер Ачилбай Раматов.
6-7 марта 2017 года в Туркменистане побывал новый Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Это был его первый государственный визит за рубеж. Гостя из Ташкента принял Гурбангулы Бердымухамедов. Стороны заключили договоры о стратегическом и экономическом сотрудничестве на 2018-2020 годы.
Располагая громадными запасами голубого и черного «золота», Туркменистан стремится максимально развить систему мультимодальных транспортных коридоров.
С открытием железной дороги Теджен – Серахс – Мешхед (1996 год) стало реальностью сквозное движение на пространстве между Гамбургом и Шанхаем, что фактически дало старт возрождению Великого Шелкового пути. Время в пути на новом маршруте Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран протяженностью 10 тыс. км в среднем вдвое меньше, чем по морю: не больше двух недель.
В Туркменистане придают большое значение и гуманитарно-культурному взаимодействию с крупнейшим торгово-экономическим партнером. На Азиаде - 2017 в Ашхабаде ждут и китайскую сборную. Дружба между двумя народами имеет крепкий фундамент в прошлом и при этом нацелена на будущее.