ЮНЕСКО и ВОЗ настоятельно призывают страны сформировать благоприятную для здоровья среду в каждой школе

Общество

un.org

23 июня /ООНинформ.рф/ 22 июня, ЮНЕСКО и Всемирная организация здравоохранения выпустили Глобальные стандарты для школ, способствующих укреплению здоровья, – пакет методических материалов, призванных помочь школам в укреплении здоровья и благополучия 1,9 млрд детей и подростков школьного возраста. За период пандемии COVID-19 закрытие многих школ серьезно нарушило образовательный процесс. Согласно оценкам, 365 млн учеников начальных школ оказались лишены школьного питания; зарегистрирован значительный рост распространенности стресса, тревожных расстройств и других проблем психического здоровья, сообщает ВОЗ.

«Школы играют важнейшую роль в обеспечении благополучия учеников, семей и их социального окружения, и связь между образованием и здоровьем никогда еще не была столь очевидной, – отметил Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус. – Представленные сегодня новые глобальные стандарты разработаны в интересах создания школ, которые заботятся как об учебе, так и о здоровье, вооружают школьников знаниями и умениями, позволяющими в будущем укреплять их здоровье и благополучие, расширять возможности для трудоустройства и жизненные горизонты».

Пакет методических материалов разработан на основе восьми глобальных стандартов и имеет целью содействовать каждой школе в формировании у всех школьников необходимых жизненных навыков, когнитивных, социальных и эмоциональных умений и привычек к здоровому образу жизни. Глобальные стандарты планируется апробировать в Ботсване, Египте, Кении и Парагвае. Инициатива способствует достижению поставленной в рамках Тринадцатой общей программы работы ВОЗ цели по укреплению здоровья 1 млрд человек в 2023 г., а также выполнению координируемой ЮНЕСКО Повестки «Образование-2030».

«Образование и здоровье являются взаимосвязанными основными правами всех людей, лежат в основе каждого из прав человека и имеют решающее значение для социального и экономического развития, – уверена Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле. – Ситуация, при которой школа не способствует укреплению здоровья, больше не оправдана и не приемлема. Призываю всех нас подтвердить наши обязательства и осознать нашу роль в создании благоприятной для здоровья среды в каждой школе».

Органы системы образования могут применять глобальные стандарты для содействия укреплению здоровья и благополучия за счет повышения эффективности школьного управления. ЮНЕСКО и ВОЗ намерены взаимодействовать с правительствами, помогая странам адаптировать методические материалы к их специфическим условиям. Данные материалы основаны на убедительных фактических данных о том, что комплексные школьные программы по охране здоровья и организации питания приносят реальную пользу детям школьного возраста. Например:

Меры по охране здоровья и организации питания девочек и мальчиков в школах, расположенных в районах с низким уровнем доходов населения и повышенной распространенностью гельминтозов и анемии, могут способствовать продолжению посещения школы на 2,5 года.
Меры по профилактике малярии позволяют снизить количество пропусков занятий на 62%.
В школах, обеспечивающих надлежащий рацион питания, показатели зачисления в среднем выше на 9%, а посещаемость занятий – на 8%; при этом снижение показателей анемии у девочек подросткового возраста составляет до 20%.
В странах с низким уровнем дохода меры по пропаганде гигиены рук помогают на 21–61% снизить статистику пропуска занятий по причине желудочно-кишечных расстройств и респираторных заболеваний.
Бесплатные офтальмологические осмотры и выдача очков на 5% повышают вероятность успешного прохождения школьниками стандартных испытаний по чтению и математике.
Комплексное половое воспитание способствует формированию более здоровых форм поведения, защите сексуального и репродуктивного здоровья и связанных с этим прав и улучшает показатели сексуального и репродуктивного здоровья, в частности за счет снижения числа случаев ВИЧ-инфекции и подростковой беременности.
Модернизация систем водоснабжения и санитарии (ВСГ) в школах, а также распространение знаний о менструальной гигиене формируют у девочек привычки к поддержанию гигиены тела и укреплению здоровья, а также чувство собственного достоинства, и нередко помогают снизить количество пропусков учебы в период месячных.
Концепция укрепления здоровья в школах была впервые сформулирована ВОЗ, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ в 1995 г. и с тех пор принята в более чем 90 странах и территориях. Тем не менее лишь немногие страны внедрили данную концепцию в массовом масштабе, и еще меньшее число стран эффективно адаптировали свои образовательные системы для выполнения задач по укреплению здоровья. Новые глобальные стандарты помогут странам интегрировать деятельность по укреплению здоровья в работу всех школ и существенно повысить показатели здоровья и благополучия детей.

Копировать ссылку на статью

Мнение эксперта

В конце сентября более пятидесяти мировых лидеров приняли участие в знаменательном Саммите на полях 70-й сессии Генассамблеи и пообещали поддержать миротворческие операции ООН словом и делом.